Вспоминаем о главных достижениях известного сказочника
Якоб Гримм родился в 1785 году в семье известного
адвоката Филиппа Гримма. Вместе с братом был членом
кружка гейдельбергских романтиков, ставивших целью
возрождение общественного и научного интереса к
народной культуре Германии и её фольклору.
Опубликованные братьями Гримм книги по истории и
грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов
последнего, явились стимулом к
оформлению германистики и лингвистики в
самостоятельную научную дисциплину.
Ну кто не знает братьев Гримм и их замечательные, а порой,
страшные сказки. Мы сразу вспоминаем историю детей бедного
дровосека — Гензель и Гретель, которые чудом уцелели в доме
ведьмы. Но есть истории, которые стали настолько популярными в
нашей стране, что мы и забыли, кто их авторы. Мультфильм
«Бременские музыканты» с его прекрасными песнями тоже создан
по мотивам сказки Братьев Гримм, как и история «Красной Шапочки»,
популярной в России благодаря песне про Африку в исполнении Ольги
Рождественской. Все эти истории, на самом деле, пришли к нам из
немецкого фольклора. И именно Якоб Гримм внес в его изучение
большой вклад, создав труд «Немецкая мифология».
Иллюстрация к сказке Братьев Гримм «Гензель и Гретель» художника Иоганна Грота
Братьев Якоба и Вильгельма Гримм исследователи относят ко второму
периоду немецкого романтизма. Немецкие писатели-романтики
обращаются в своих произведениях к духовным узам, к чему-то
бесконечному, светлому. Они преданы идеалу. Всё это продиктовано
временем. Человек в XIX веке впервые открывал для себя свои
чувства. Природа, фантазии, мечты, любовь — становятся основой
познания и раскрытия сути человека.
Немаловажным стало то, что романтизм был обращен к богатому
наследию древности, средних веков, античности. Это позволяло
представителям романтизма через осмысление истории стремиться к
новому. И вопросы мифологии занимали одно из важных мест в теории
немецких романтиков. Именно в период романтизма рождается интерес
к мифологии как самостоятельной области философских,
исторических, культурных и фольклорных исследований. Романтизм
дал мощный стимул для изучения мифов разных времен и народов.
Братья Гримм рассматривали немецкую мифологию достаточно широко.
Это заметно в их сказках. Здесь и история германских племен и
народов, их этнография, быт и обычаи.
В 1835 году Якоб Гримм осуществил свой давний замысел —
восстановить немецкую мифологию, вернуть ей былой авторитет,
объяснить ее и ее значимость для истории Германии. «Основой основ
предания является миф», — пишет Якоб Гримм в предисловии своего
исследования, имея ввиду веру в богов. В «Немецкой мифологии»
Якоб Гримм опирается на фольклорные и исторические источники, на
описание быта, рассказы о героях. Важное место занимают
религиозные обычаи и суеверия древних германских, романских и
даже славянских народов.
Старший из братьев считает, что именно из мифа в процессе
литературной эволюции появляются сказка, эпос, легенда и пр. Всё
это, по мнению Гримма, творчество коллективной «души народа».
Древние мифы и верования вновь обрели жизнь. В них сохранилось
описание представлений древних людей о сотворении мира, о
природе стихий, о происхождении лесов, животных, о смене дня и
ночи, о смерти, судьбе и грехе. Это ярко прослеживается в сказках
знаменитых сказочников.
«Немецкая мифология» получила призвание не только в Германии, но
и за ее пределами. Это позволило мифологии утвердиться в
филологической науке. И это одно из главных достояний Якоба
Гримма.
Источник: scientificrussia.ru